Перейти к содержанию

Катализатор. Что нужно знать.


Naumec
 Поделиться

Рекомендуемые сообщения

Очень часто, общаясь с автомобилистами, как любителями так и профессионалами, обнаруживается факт, что люди либо не совсем понимают назначение катализатора, либо вообще понятия не имеют что это такое и зачем он нужен. К написанию данноq статьи подтолкнуло вот этот сообщение:

 

Сегодня ехал по трассе и вдруг, засиял джеки чан! ЕЛМ рулит! Код Р0420, катализатор. Ошибку скинул. Больше не выскакивала. Хз, что это было(((

 

и последовавший за ним некоторый спор с Sever-NV.

 

И так. Начнем с того, что ситуация, описаная в цитате, встречается довольно часто, и даже у опытных водителей. И встречается она на абсолютно исправном авто. Говорит это о некоторой ошибке самого водителя. Для общего понимания сути вопроса сначала приведу некоторые цифры и информацию.

Как известно продвинутым пользователям, для идеального сгорания топлива в двигателе соотношение "топливо/воздух" в топливной смеси, подаваемой в цилиндр, должно быть 14,7:1. Однако в реальных условиях системы впрыска не обеспечивают данное соотношение ввиду технических причин (не будем останавливаться на этом). В реальности воздуха попадает в цилиндр меньше, чем требуется, в результате чего в выхлопных газах образуются вредные химические соединения: СО (окись углерода) и СН (углеводород), ну и некоторые другие менее опасные. Кислорода попросту не хватает для полного сгорания. И вот что бы снизить содержание вредных веществ в выхлопе и был придуман катализатор. Вдаваться в химию не буду, в разрезе данной статьи это не имеет значения. Катализатор дожигает окись углерода (СО) до почти безобидного углекислого газа (СО2), а углеводород (СН) до полного разложения с образованием все того же СО2 (углекислого газа) и Н2О (вода).

 

Многие (если не бОльшая часть) водители ошибочно думают, что катализатор призван дожигать остатки не сгоревшего топлива. Именно топливо. Однако это не так. Катализатор дожигает продукты горения, а не топливо. Попадание не сгоревшего топлива и масла в катализатор очень пагубно влияют на последний.

 

Возвращаемся к проблеме из цитаты выше.

Данная проблема возникает как раз по причине попадания в катализатор не сгоревшего топлива (будем считать, что ДВС у нас в отличном состоянии и масло он расходует по норме). Двигаясь с постоянной скоростью, мы не меняем положение дроссельной заслонки. Однако по различным причинам (небольше подъёмчики, например) нагрузка на двигатель постоянно меняется. Эти изменения система управления двигателем отслеживает и компенсирует путем изменения количества подаваемого топлива. Любой водитель привыкает ездить в определенном для себя режиме. И в подавляющем большинстве - это летний режим. Скажем так. Зимой же нагрузки изменяются, хотим мы этого или нет. Тут и резина другая, и увеличение сопротивления качению из-за снега, и даже изменение плотности воздуха из-за низких температур (а следовательно - увеличивается лобовое сопротивление). Но водители по привычке едут в своем обычном режиме. В итоге - двигатель испытывает повышенные нагрузки. И электроника начинает впрыскивать больше топлива. А воздух подается в прежнем количестве. А отсюда и увеличение вредных выбросов, и самое главное (для нас в данном случае) в выхлопе появляются остатки совсем не сгоревшего топлива. Ведь кислорода и так не хватало, а теперь его нехватка стала еще критичнее. Именно топливо в чистом виде начинает попадать в катализатор. Разумеется, это топливо сгорает уже там, в катализаторе. А как выше отмечалось - это очень плохо для него. А если еще и двигатель в не очень хорошем состоянии - то туда же попадает и масло, ведь при увеличении нагрузок и масло начинает расходоваться. И вот по причине попадания топлива и масла в катализатор, через некоторое время выскакивает ошибка по катализатору.

Данная ситуация случается именно на трассе, при постоянной скорости. Ведь в городе мы часто делаем разгон, раскручивая двигатель до нормальных оборотов,  и в итоге излишки топлива практически отсутствуют. Однако и в городских условиях можно получить тот же эффект, если ездить постоянно "в натяг". Вывод - держите нормальные обороты двигателя. Если двигатель выдает свою мощность, например, на 4000 об/мин, то нормальные обороты будут в диапазоне 2500-3500 об/мин. Т.е. примерно в диапазоне 65-85% от номинала.

 

Ну, а дальше каждый водитель сам решает - держать оптимальные обороты, но облегчить жизнь двигателю .. или же "экономить" бензин, но увеличивать нагрузку. В кавычках - потому что это еще вопрос, экономится ли бензин на заниженных оборотах. Но это уже другая история)).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты


Что-то тут не так. По вашему мнению смесь в моторе всегда обогащена, но это не так. Начиная с евро 2 в моторах стоит лямбда зонд, который позволяет всегда поддерживать смесь в оптимальном состоянии, не обогащая её, т.к. именно обогащенная смесь повышает токсичность. Езда в натяг не приводит к увеличению токсичности, т.к. опять же, лямбда зонд подсказывает эбу сколько именно лить бензина. В исправном моторе не сгоревшее топливо может быть только в резко переходном режиме и при условии механического привода ДЗ или при запуске промороженного двигателя.

Постоянное попадание не сгоревшего топлива в выхлоп приведет в выходу из строя вначале первого лямбды, потом катализатора, который от этого перегревается, т.к. все, что не сгорело, догорит на нем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@plotter, это все твои ошибочные выводы .. более расширенная инфа обо всем этом есть в интернете в статьях проверенных экспертов. Я лишь привел обобщенную информацию, чисто для понимания процессов. 

С введением норм экологичности смесь обеняется относительно прежних цифр. Т.е. из-за Евро-2 смесь обеднили относительно предыдущих норм, карбюраторных. Евро-3 обедняет относительно Евро-2. И так далее. Но смесь остается переобогащенной относительно идеального соотношения в 14,7:1.

 

И к тому же, я ж не пишу, что бензин прям ручьём течет в каталик. Его туда попадает немножко, но при продолжительном попадании даже в небольшом количестве - пагубно для каталика. А вот лямбды не так критичны к этому. Что бы датчик убить нужно что бы топливо конкретно лилось и горело в выхлопном тракте)). Не преувеличивайте))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.


 Поделиться

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...